Период Хэйан закончился после войны Гемпей (1180-1185 ). В ней победу одержал клан Минамото, и глава клана Еритомо стал сёгуном. Отныне императоры имели свою резиденцию в Киото, но у Еритомо в Камакуре осталась вся реальная власть.
В войне пострадали не только люди. Был разрушен величественный храм монастыря Тодайдзи, монахи которого поддерживали Ёритомо. Сёгун повелел перестроить его, назначив ответственным настоятеля Шунджобо Чогена. Чоген трижды до этого бывал в Китае, где знакомился с тонкостями буддистского учения и культуры. Он пригласил китайцев, братьев Чен, возглавить работы по отливке новой статуи Будды, впервые озвучив свои планы по перестройке храма.
В результате родился новый «индийский стиль», называемый также «стилем Дайбуцудэн». Однако корни этого стиля находились не в Индии, а в Китае. Главной отличительной чертой этого стиля была система кронштейнов. Главные колонны поднимались на всю высоту до верхней крыши, а к ним крепились многочисленные ярусы кронштейнов, устойчивость которых обеспечивалась боковыми деталями, выступающими за пределы здания. Такой подход требовал для колонн очень длинных бревен. Например, колонны Больших южных ворот (Нандеймон) достигали в высоту 20 м, а колонны впоследствии разрушенного «Зала Великого Будды» (Дайбуцудэн) были в два раза ниже.
Чоген и братья Чен искали подходящий строительный материал в горной местности провинции Суо. Успеху поисков, возможно, способствовал новый инструмент — плотницкий квадрат. Он появился и получил широкое распространение в XII в.
На его шкале были нанесены значения квадратного корня и позволяли по диаметру ствола тут же вычислять сторону квадратного бруса, который можно вытесать из этого ствола.
Для сооружений в «индийском стиле» требовалось много деталей одного и того же поперечного сечения, и это позволяло изготавливать большие партии. Но доставлять бревна в Нару было очень сложным делом. Сначала их сплавляли по рекам и переправляли через Внутреннее море. Затем приходилось преодолевать сухопутный участок, требовавший неимоверных усилий. Бревна укладывали на телеги, в которые впрягали по 120 быков. Им помогали верующие, желавшие своим трудом заслужить благодать. Среди добровольцев находился и бывший император Сикахура II со свитой.
Большие южные ворота комплекса Тодайдзи были закончены в 1190 г. и стали самой важной частью реконструкции, затеянной Чогеном. Они сохранились до наших дней. Мощные столбы, открывающиеся взору до самой своей вершины, представляют собой единый ствол. Их завершают могучие капители, на которых лежат поперечные балки. На балках покоятся анкерные балки, поддерживающие скаты крыши.
Ниже крепятся не менее 19 кронштейнов, соединенных со столбом методом «шип в гнездо». На них держатся свесы верхней и нижней крыш. Для уравновешивания используются семь выступающих кронштейнов, идущих вдоль всей конструкции. Большие клинья, вставленные поверх обрешетки, придают свесам их характерный изогнутый профиль.
Подобный профиль был повторен поколение спустя в колокольне комплекса Тодайдзи, возведенной Эйсаем, последователем Чогена. «Индийский стиль» заметен и в этом сооружении с его мощной рамой, использованной для одноэтажного однопролетного строения. Анкерные балки держатся на крупных деревянных шипах, а на них лежат поперечные балки. Посредине балок подвешен огромный колокол. Однако относительно простая четырехступенчатая система кронштейнов под свесами крыши выполнена в новом стиле «дзэн», также пришедшем из Китая и мгновенно вытеснившем «индийский стиль».
Быстрый сход со сцены «индийского стиля» объясняется в первую очередь кончиной Чогена в 1195 г. Другой причиной могла стать ассоциация со все более непопулярным сёгунатом. Наконец, может быть, суровый облик сооружений не совпадал со вкусом японцев.
«Золотой» и «Серебряный» павильоны
В 1338 г. после падения первого сёгуната Минамото семейство Асикага возглавило второй. Они удерживали власть более 200 лет.
Одно из прекраснейших творений этого периода — «Золотой павильон» (Кинкаку), возведенный в 1398 г. для Ёсимицу, третьего сёгуна клана. Павильон задумывался как элемент композиции сада дворца, расположенного к северо-востоку от Киото. Контуры его представляют смесь нескольких архитектурных стилей. Его квадратный верхний этаж с фонариками и изгибающейся пирамидальной крышей напоминает китайские здания. Тонкие детали, отчетливо видный каркас, крытая гонтом крыша выдают чисто японское происхождение.
На первом этаже находится «Зал Воды Дхармы» (Хосуин). Он закрыт от внешнего мира сетчатыми жалюзи и соединен с небольшой будкой, стоящей над водой. На втором этаже помещается «Башня плещущих волн» (Чоонкаку) с раздвижными дверями и тонкими стенами. Она держится на поперечных балках в «индийском стиле». Верхний этаж,
«Купол вечности» (Кукёчу), содержит черты, характерные для дзэн-буддистских храмов. Дверные створки богато орнаментированы, а верхняя часть окон выполнена в виде остроконечных арок.
В 1484 г. Ёсимаса, восьмой сёгун клана Асикага, приступил к строительству загородного дворца на холмах к востоку от Киото. К моменту его смерти в 1490 г. «Серебряный павильон» (Гинкаку) еще не был закончен. В его честь павильон был превращен в храм. Небольшое сооружение с первым этажом размерами всего 7 х 5,5 м содержит «Зал опустошенного разума» (Синкуден), выполненный как жилое помещение в стиле Соин Зукури («Книжного зала»). Это указывает на изменения в архитектуре жилых помещений переходного периода. Вместо большой центральной комнаты здесь имеются несколько небольших отдельных помещений, огороженных стенами из дерева и бумаги, заменившими ширмы. Галереи на обоих этажах позволяют любоваться окружающими павильон прудом и садами.
На пирамидальной крыше из коры кипариса установлено изображение птицы феникс.
Кансай. От замка к дворцу
Период Момояма (1573-1615) прошел под знаком постоянных войн, в результате которых Япония объединилась под рукой одного владыки. Замковая архитектура приобрела в те времена очень важное значение — замки были и средством сосредоточения власти у военных, и символом этой власти.
В конце XVI и начале XVII в. число замков в Японии превысило сотню. Многие из них своими размерами и техническим совершенством не уступали лучшим европейским. Но их отличало то, что кроме каменных укреплений в их конструкции применялись мощные деревянные каркасы, позволявшие выдерживать длительную осаду.
Лучшим примером из сохранившихся до наших дней уникальных сооружений является комплекс замка Химедзи (Химедзидзё). Замок был построен после того, как сёгун Иясу Токугава отвел этот участок земли своему зятю Икеде Терумаса в благодарность за мужество в битве при Секигаре. Терумаса между 1601 и 1609 гг. возвел здесь огромный замок. Он был окружен тремя рвами с водой, и внутри внешнего из них оказалась половина города Химедзи. Средний ров отделял жилища самураев от простых ратников и жителей города. За последним рвом сложная система ворот вела к крутому подъему. Он был устроен в виде неправильной спирали, и чем выше, тем более узким становился проход.
Комплекс защищали три сторожевые башни, связанные с главным зданием, или «стражем неба», контуры которого повторяли форму холма. По окружающим замок стенам шла двухэтажная галерея, укрепленная с обеих сторон.
Главная башня выглядит угрожающе, поднимаясь на 31,5 м от фундамента, а над окружающей долиной возвышаясь на 100 м. Ее построили по образцу более ранней сторожевой башни (боро) из трех независимых, но сообщающихся частей. На каменном фундаменте стоит двухэтажная секция,
над ней возвышается средняя секция, которая является основанием трехэтажной башни. Весь каркас, чтобы выдержать обстрел и землетрясение, укреплен двумя мощными столбами, поднимающимися от основания до самого верха здания. Первоначально восточный столб представлял целый ствол благородной пихты высотой 24,8 м. Западный столб был соединен из стволов двух деревьев — тсуги и благородной пихты. Конструкция сооружения демонстрирует глубокое знание средневековыми строителями механики высотных зданий, в ней применены прочные соединения, распределяющие высокие нагрузки. Возможно, строители использовали здесь опыт возведения многоэтажных пагод.
Хотя замок так никогда и не прошел испытания осадой, он представлял собой могучую крепость. У трех сторожевых башен, окружающих центральную, свой силуэт кровли, выполненной в целой гамме стилей, в том числе китайского; здесь есть также мансарды, заостренные фронтоны с орнаментами. На жилые помещения смотрят закругленные сверху декорированные окна, а на седьмом этаже главной башни высится одинокий разукрашенный столб. Бойницы для лучников имели прямоугольную форму, а бойцы, вооруженные огнестрельным оружием, могли выбирать между круглыми, треугольными и квадратными бойницами. Стены комплекса до самых свесов крыши покрыты белой штукатуркой. Светлая палитра придает замку очень живописный вид, напоминая большую птицу, поэтому замок имеет еще одно название — Сирасагидзё, что означает «Замок Белой цапли».
Интенсивное строительство замков, в свою очередь, привело к совершенствованию плотницкого инструмента. Двуручной пилой было не только работать тяжело, но и выковать ее полотно было трудно из-за большой длины. Плотники из Киото первыми придумали одноручные пилы.
В тот же период пришедший из Китая рубанок превратился в Японии в инструмент для обработки торцов. Он быстро вытеснил тесло, которое использовали, чтобы делать поверхность гладкой. Впоследствии у плотников появились также ин-
струменты для проточки канавок. Благодаря этому проще стало планировать внутреннее пространство зданий.
Замок Нидзё был построен между 1602 и 1604 гг. и служил в Киото резиденцией сёгуну Иэясу Токугаве. В 1625 и 1626 гг. он расширил замок, включив в него три сооружения, перевезенные из замка Фу- сими. Они образовали дворец Ниномару, находящийся в центре комплекса и ставший символом богатства и власти.
Включенные в ансамбль три здания соединены между собой галереями, выстроенными в стиле, который ныне известен под названием «соин-зукури», или стиль японского дома. Проходя по ряду помещений, посетитель должен был проникнуться ощущением, что находится в самом средоточии власти.
Первым было помещение для слуг; следующее — для гостей, перед тем как их пропускали на официальную аудиенцию сёгуна. Положение гостя и хозяина подчеркивалось разной высотой пола. Посетитель входил в приемную, а сёгун сидел на возвышении. Две задние комнаты были предназначены для бесед с избранными гостями. Последняя же служила для личных нужд хозяина.
Комнаты в плане почти квадратные, и по всему периметру они окружены галереей с особым «соловьиным полом», громко скрипевшим, когда по нему проходил человек, как бы предупреждая о незваном госте.
Дворец Ниномару стоит отдельно во дворе замка, и тщательно отделанные ворота указывают на важный пост, занимаемый его хозяином. В Японии многие титулы ведут свою историю от символического значения ворот. Например, титул «Мо- мин» (Вдовствующая императрица) дословно переводится как «Отставленная от дворцовых ворот». В процессе объединения страны вместо военных сооружений Токугавы появились более изысканные знаки власти. Однако политическая составляющая архитектуры осталась прежней.
Восточные храмы
Окончание гражданских войн принесло процветание гражданам и сделало популярными храмы паломников. Их перестраивали или увеличивали в размерах благодаря щедрым пожертвованиям. Главный зал храма Киёмизудера, в котором помещалось основное изображение Будды, был перестроен в 1635 г. и теперь имеет в плане размеры 33,46 х 32,18 м. В нем есть большая сцена для танцев (бутаи), по обе стороны от которой отходят крылья (гакуя), занимающие всю ширину здания. Здание, предназначенное для церемониальных танцев, покоится на мощных сваях, которые связаны системой балок, выступающих над склоном холма. Сооружение венчает массивная кровля, крытая гонтом из японского кипариса.
Другим важным храмом паломников на холмах к востоку от Киото был Большой храм Нандзэндзи («Южный храм просветления»), штаб-квартира школы Риндзай учения дзэн. Как и многие другие храмы Киото, это место прежде служило резиденцией отставного императора. К 1334 г. значение храма было столь велико, что император Го-Дайго объявил его первым среди храмов дзэн-буддистов.
Ныне к нему приближаются через огромные трехэтажные «безвратные врата» (санмон), которые были перестроены в 1626 г. Следует еще упомянуть покой Сэйрёдэн, построенный императорм Го-Ёцеем (1587-1611).
«Дом угря»
Когда проводили первую планировку города Киото, то на каждое строение квартала отводили совсем немного места. Эго объяснялось двумя причинами: высоким налогом за ширину фасада здания и традицией лавочников Киото строить узкие дома перпендикулярно линии улицы. В результате появился местный тип здания, которое горожане между собой стали называть «дом угря».
Эти сохранившиеся «городские дома» «мачия» свидетельствуют о сложной системе кооперации и взаимодействия жителей. Они жили в тесноте, в каждом квартале селилось по 40 семей, которые назывались «чо». Сначала «чо» представляли членов одной гильдии ремесленников и отвечали за поддержание в достойном состоянии местного святилища. Развитию конструкции домов «мачия» препятствовали указы сёгуната периода Эдо (1603-1868), запрещавшие украшать фасады купеческих домов и возводить у них третьи этажи. Эти законы были следствием стремления части самураев подчеркнуть свое социальное превосходство над торговцами.
Соответственно фасады домов, закрытые деревянными и бамбуковыми жалюзи, выглядели весьма скромно. Тесные скопления домов «мачия» становились причиной частых пожаров. Практически не сохранилось ни одного «дома угря», построенного раньше 1864 г., когда из-за начавшегося восстания за восстановление власти императора возник пожар, уничтоживший весь город.