Стиль Ампир а архитектуре и искусстве возник во Франции в XIX в., во время правления Наполеона. Название его произошло от французского слова «empire», что означает «империя». Широко популярен Ампир был в течение трех десятилетий, но даже за столь короткий период французский классицизм, который ориентировался на искусство античности, усиленный революционными идеалами превратился в футуристический, напыщенный императорский стиль.
Для стиля Ампер свойственны мотивы искусства Древней Греции и Древнего Рима, в которых явно прослеживается акцент на величественность и силу – это монументальность форм дорических и тосканских портиков и применение в архитектуре и декоре зданий военной символики (военные доспехи, орлы, лавровые венки и т.п.). Ампир впитал в себя и некоторые мотивы искусства Древнего Египта, а именно массивные строения правильной геометрической формы и монолитные плоскости пилонов и стен. Также в декоре зданий можно увидеть египетские орнаменты.
Ампир, как стиль, зародился еще в эпоху классицизма, в который сочетает простоту архитектурных форм и декора с их выразительной монументальностью. Ярким представителями существования такой тенденции были проекты К. Н. Леду, в которых прослеживается волна аскетизма пропитанного пафосом гражданской революции, и других архитекторов того времени. К. Н. Леду стал основателем новых архитектурных и художественных форм, которые и стали родоначальниками Ампира, при этом в различных странах им присваивали значения, которые диктовала местная политическая и общественная жизнь.
Во времена правления Наполеона I архитектура и искусство стали отражением мотивов прославления достижений государства, свидетельством этому являются знаменитые триумфальные арки и памятные колонны. Иногда в подобных архитектурных сооружениях прослеживались элементы эпохи Древнего Рима, как, например, архитекторы П. Фонтен и Ш. Персье спроектирвали знаменитую арку на площади Каррузель в Париже, которая является повторением арки Септимия Севера в Риме. А в помпезно нарядных интерьерах дворцов, например, Богарне, Мальмезон, Фонтенбло и др., выполненных Фонтеном и Персье для новой знати императорского двора, четко прослеживаются элементы египетских орнаментов, росписей Помпеи, римской и греческой культуры, ренессансные фрески и этрусские вазы. Все это гармонично сочеталось с мебелью Ф. О. Жакоба в стиле Ампир и бронзовой скульптурой П. Ф. Томира, стиль которых напоминал предметы быта богатого жилого дома древнеримской эпохи.
Позже Ампир сменили новые прогрессивные течения, которые положили конец художественной системе, присущей классицизму.