В августе 1774 года Екатерина II обратилась к М. М. Голицыну с вопросом, «нету ли дома… в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежность можно было бы располагать около дома… Или же не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение) ». М. Голицын, естественно, предложил свой дом.
Место для остановки Екатерины II оказалось очень удачным: в непосредственной близости располагались здесь три крупных дворца и обширная незастроенная территория, рядом — Колымажный двор — места для лошадей и экипажей обширного двора Екатерины было, следовательно, достаточно. К этому надо прибавить местоположение — одно из красивейших в Москве, с видом на Алексеевский монастырь, Москву-реку и Замоскворечье и близость к Кремлю.
Получив согласие Екатерины, М. М. Измайлов, начальник Кремлевской экспедиции, нанял (а не купил) окрестные дома и 24 августа поручил М. Ф. Казакову (тогда архитектору) сделать обмер домов Голицына, Лопухина и Долгорукова. Известны два варианта Пречистенского дворца. Первый был отвергнут Екатериной и нетрудно понять почему: по планировке он больше похож на большой московский дом, чем на дворец. Екатерине II требовалось нечто гораздо более эффектное.
Сначала на чертеже прибавился церковный корпус (пририсованный карандашом к главному корпусу дворца). У этого корпуса была и другая роль — он смыкался с домом М. М. Голицына, скрывая переход из дворца в голицынский дом и превращая оба дома со стороны улицы в один монолит. Для представительности у церковного корпуса изображен портик.
Затем поверх плана деревянной части дворца сделана наклейка, на которой тоже карандашом изображена планировка, уже очень близкая к осуществленной; изменилась и планировка той части, где задумана церковь. На этой-то наклейке стоит подпись чернилами: «Строить по сему. Екатерина». Эта подпись, сделанная на карандашном эскизе, говорит о том, что сам чертеж делался в крайней спешке и скорее всего по прямым указаниям Екатерины.
Однако и этот утвержденный вариант не совпадает с выстроенным зданием.
Дальнейшая работа пошла по пути развития и совершенствования этого образа: зал был обнесен колоннадой, изменена колонная галерея между комнатами для игр и танцев, продуман и усложнен интерьер церкви, едва намеченной на карандашном эскизе.
Известный разрез Пречистенского дворца, подписанный Казаковым (совпадающий с фиксационным планом дворца), датирован 4 сентября в Москве и утвержден в Петербурге Екатериной II 10 сентября 1774 года.
Таким образом, если считать, что Казаков ездил с планами дворца в Петербург и был представлен Екатерине II (а это могло быть только в конце августа 1774 г.), то можно думать, что Екатерина лично изложила Измайлову и Казакову свои поправки и Казаков тут же набросал новый проект, вычерченный набело уже в Москве, который тотчас был отправлен в Петербург на утверждение.