В середине 60-х годов профессиональный рынок был переполнен работами Нового авангарда (Оп Арт, Поп Арт, Ленд Арт, Концептуальное искусство), весьма экспрессивного и сильного.
Начало было дано множеством авангардистских групп флорентийского университета. Это течение спустя несколько лет было названо общим именем Архитектура радикалов.
Это была отчаянная попытка преодолеть массовую культуру, а также упадок в архитектуре, возвысив ее идеалы и изменив ее язык.
Как правило, авангардисты свои идеи иллюстрировали фантастическими проектами, поднимая при этом вопрос: Стоит ли строить в этом бессмысленном мире? Почему не разрушать? На что известный американский архитектор Питер Эйзенман ответил таким же парадоксом: Человек должен строить и свои развалины.
Наиболее интересной и активной среди радикалов была флорентийская группа Суперстудио, во главе с талантливым архитектором Адольфо Наталини (род. в 1941 г). В своих работах члены группы предлагали учредить постоянное бегство от ужасной повседневности, навязываемой двусмысленностью рационализма и функционализма.
Они быстро завоевали международную популярность своими фантастическими проектами: автострада Земля-Луна, бетонные стены в джунглях Нью-Йоркских небоскребов, сооружения на холмах, отраженные в водах и т. п. Особую популярность, принесла группе Суперстудио выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1972 г.) под названием Италия. Новый отечественный ландшафт.
Однако проекты представителей группы остаются течением идей, которые вносят вклад в развитие скорее графической полемики, чем итальянской архитектуры в целом.
Позднее Наталини и его друзья возвращаются к реальным проектам п, по словам Портогези, — Они решили сбросить облачение ангелов и магов и вернуться на землю, предпочитая ее морщинистую действительность. Творческие идеи Наталини и его поэтический мир изложены в книге Каменные фигуры, в которой анализируются особенности местоположения архитектурного сооружения, его элементы, формы, строительство, время и память. Описанные в книге проекты автора служат для иллюстрации его творческого пути.
Здание центра компьютеров Зола Предоза, расположенное на окраине Болоньи, является ярким примером, иллюстрирующим проектирование с полным учетом места строительства. По словам автора, оно выполняет функции Воспроизводителя. С одной стороны, оно улавливает воздействие, исходящее от созданного человеком пейзажа местности.
С другой стороны, Наталини в качестве прототипа своего здания использует характерные для этой местности сеновалы XIX века, как пример строительных традиций Болоньи. Здесь сельская местность, город и индустриальные сооружения объединены логикой поэзии. Пасторальный пейзаж этих мест все еще сохраняет поля, огромные сеновалы с типичными крышами, поддерживаемыми мощными кирпичными пилястрами.
Новое здание — это конкретная связь предшествующих моделей и модель для развития нового подхода. Это как бы завершение индустриального комплекса уже существующего, где здание центра компьютеров является барьером между ним и окружением. Если послание принято и осуществлено условие настройки,- все готово для формулирования нового послания,- пишет Наталини.
Здание центра состоит из трехэтажного блока с большой покатой крышей, опирающейся на кирпичные колонны со вставными бетонными элементами. Наружные колонны служат также как солнцезащитные элементы и формируют аркады для связи комплекса с площадью. Технические элементы здания (трубы, дымоходы, вентиляция) вынесены наружу, выполнены в металле и окрашены в ярко-красный цвет.
Каждый этаж решен по-разному. Нижний, где размещены компьютеры, наиболее замкнутый, здесь кирпичные стены и дугообразные проемы. Средний — офис организован вдоль коридора с зонами для картотеки. Верхний этаж, предназначенный для общественного пользования, обнесен аркадой.
В здании банка в Альцате Брианца, недалеко от города Комо (1983 г.), Наталини эффективно скрещивает традиционное с современным, классический язык с местным диалектом. Он использует элементы, напоминающие декор романских построек, параллельно опираясь на проекты архитектора Джузеппе Тераньи, осуществленные в 30-е годы и ставшие архитектурным ориентиром города Комо.
Здание банка имеет форму параллелепипеда шириной 12 м, длиной 40 м и диагонально пересекает прямоугольный участок. Здание облицовано двухцветными каменными плитами, создающими горизонтальные полосы. Из общей структуры выступает цилиндрический гофрированный блок вестибюля, отражающийся в воде пруда. Диагональное расположение здания подчеркивает пластику и усиливает динамический эффект.