Защита окружающей среды, взаимодействие и сосуществование природных и искусственных объектов, борьба с издержками, которые несёт с собой растущее массовое производство – всё это острые проблемы для большинства развитых городов.
В этой связи архитектурная среда города призвана не только служить насущным потребностям человека, но и считается с общими вопросами социального, нравственного, экономического и экологического совершенствования.
Если Ле Корбюзье называл дом “Машиной для жилья”, то уже все проблемы технократического, урбанизационного и сугубо потребительского отношения к жилищу сложились на рубеже 19 – 20 веков.
В современной практике художественного проектирования нити, связующие природу живую и неживую, во многом оторваны. Поэтому архитектурная среда города вырастает не из принципа гармонии, а из гипертрофированного принципа потребления – хочу максимум, здесь и сейчас. Эти три слова и формируют сами города и их основные функции: защита и комфорт, быстрое и оптимальное потребление всех видов услуг при минимальной затрате сил и времени. Попытки совместить “Коня и трепетную лань”, как правило, кончаются драматично. Но если этот драматизм впитывается постепенно, в сознание живущих в мегаполисе, то он может даже стать ностальгией для них, в более гармоничной среде. Бытие и сознание являются двумя сторонами одной медали – гармонии. Именно она одна способна разрешить многие проблемы среды обитания человека. И поскольку гармония – есть непротиворечивое многообразие, то видятся два основных направления при решении задачи оптимизации архитектурной среды.
Первое из них – строительство новых городов, в которых бы все противоречия, от социальных до экономических, решались в соответствии с единой парадигмой общества, как бы она не называлась, национальная идея, единое культурное пространство или пресловутый кодекс строителя коммунизма. Главное — чтобы эта идея реально объединяла подавляющее большинство жителей мегаполиса.
Внедрить эту идею можно опять-таки двумя способами: через жестокую законодательную базу и идущую с ней рука об руку исполнительную власть ( так называемый метод силовой руки). В этом случае городская архитектура вскоре обретёт все черты концлагеря. Возможно противоречия в таком обществе и будут преодолены, но о второй части гармонии-разнообразии, можно будет надолго позабыть.
Если же закон внешний заменить на закон внутренний, то проблему придётся решать уже совсем в другой плоскости, а именно в плане постепенного, ювелирного воспитания поколения за поколением в духе единой культурно-нравственной традиции. А значит основные бюджетные средства необходимо перенаправить с внешних усилий на внутренние, “Иметь на уметь”.
Придётся и пересмотреть иерархию власти, которая неизбежно порождает чиновников и коррупцию. Пересмотреть многие штампы сознания, главный из которых – понятие свободы, как неограниченного своеволия, без каких-либо последствий для себя. Новая трактовка свободы и вытекающей из неё подлинной демократией будет звучать возможно так: Свобода – есть преодолённая необходимость, основывающаяся на полной осознанности и ответственности”.
В этом случае вертикаль власти значительно уменьшится, а горизонтальные связи людей станут прочнее и гармоничнее. Поскольку всё взаимосвязано, то и среда обитания такого общества кардинально должна измениться в лучшую сторону.
Второе направление – это сознательное ограничение своих прихотей до разумной необходимости. Этот путь идёт рука об руку с экономией и экологией и в простонародье называется простотой быта.
Делая честные попытки совместить эти два пути, есть реальная надежда изменить количественную сторону жизни в качественную, при этом облик городов так же изменится до неузнаваемости, и возможно понятие мегаполис, со всей его привычной дисгармонией инфо-энерго-социо потоков отойдёт в историю.
Каким будет население будущего – всецело зависит не от окружающей среды, а от наполнения черепной коробки каждого конкретного человека. Окружающая среда – преобразуется только сознанием и любовью самого человека.
Архитектура – древнейшая область человеческой деятельности, искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы, отражающие в материальной форме социально-бытовые и культурные потребности общества.
Архитектор, или зодчий, как представитель конкретной профессии появился лишь тогда, когда уровень культуры общества достиг вполне определённого значения. Это одна из наиболее социализированных, почитаемых профессий с древности т. к. главными архитектурными объектами того времени были дворцы императоров и храмы духовенства, зрелищные места и фортификационные сооружения.
Возможно поэтому архитектура, подобно музыке, способна вызывать такие чувства как торжество, величие, радость.
Архитектурные памятники всегда связаны с окружающим их пространством, с природой. Эта связь может быть различной. Многие древнеегипетские и индийские храмы составляют единое целое со скалами в которых они высечены. Другие постройки, и в частности русские церкви, представляют собой контраст с окружающей их равниной. Во всяком случае архитектор непременно должен знать для какой местности он проектирует здание, будут ли это южные горы, степь или берег северного моря.
Градостроительство как самостоятельная часть появилась несколько позже т. к. оно определяло запросы социума и возникло из осознанного желание сделать конкретное местообитание не одного или нескольких человек, а большого количества людей, оптимально приспособленного для данной местности, природных условий, исторически сложившихся путей торговли и сообщения.
Искусство планировки городов прошло тот же путь в след за искусством планировки зданий. Квартальное разделение, раенирование, определение административных, духовных и торговых центров города, мест отдыха и развлечений, всё это рождалось по тому же принципу отдельного здания , но в несравненно в более сложном контексте исторической, культурной и социальной действительности.
Монументально декоративное искусство
Монументально декоративное искусство зародилось в период обожествления природы человеком. Даже в период неолита на стенах пещер можно было найти не только художества наблюдательных охотников, но и ритуальные рисунки, многие из которых стали обособляться в отдельные пещерные комплексы и в дальнейшем дали ход каменному монументальному искусству инков, ацтеков, даже маленьких островов типа о. Пасхи, не говоря уже о более поздних эпохах и очагах культуры.
В современной жизни монументально декоративное искусство не утратило своего значения и по прежнему выражает символику поклонения той эпохи, которая взяла власть над умами и деяниями людей.
Реклама, являясь разновидностью монументально декоративное искусство олицетворяет вакханалию века потребительства и неся первичную функцию шкурного интереса производителя, маскирует себя под те или иные виды поп. Искусства от поп-Арта до китча, паразитируя порой на самых древних или тонких чувствах, беря на вооружение психологию и нейролингвистическое программирование.
Ландшафт
Главным показателем благоустройства города является лёгкая доступность населения к средствам производства и потребления. Этому способствует хорошая дорожно-транспортная служба, разумное проектирование и застройка развлекательных, торговых и обслуживающих центров, система связи и поставок товаров, энергоснабжения, устранения и переработки отходов, приемлемые экологические показатели воды, воздуха и других жизненных факторов. К последним можно отнести социальные службы помощи, сохранения здоровья, климатические условия и т. д. Важным фактором является наличие зон отдыха и курортных здравниц.
Ландшафт местности может при этом играть как положительную роль ( живописные места, объекты туризма ), так и отрицательную ( Владивосток и другие города, расположенные на сопках в зимний период превращаются в почти непреодолимые препятствия для транспорта. Близость вулканов может давать как дешёвую геотермальную энергию, так и опасность землятресений.)
Колористика
Колористика жилого комплекса представляется как цельная, пространственно структурированная, гармоничная по хроматическому содержанию, постоянно развивающаяся система. Она является эффективным средством композиционной взаимосвязи комплекса с архитектурно-природным окружением и одновременно средством достижения его собственной композиционной целостности.
Система строится на полихромии фасадов домов и кровель зданий малой этажности, городского дизайна, а так же многоцветия озеленения и архитектурного освещения.
Колористика жилого комплекса характеризуется тремя параметрами:
— Структурой — размещением и взаимосвязью в пространстве комплекса основных цветовых масс.
— Хроматическим содержанием – используемыми цветовыми рядами.
— Подвижностью, предполагающей возможность дальнейшего развития.
Колористика жилого здания или комплекса является элементом более сложной системы – колористики города. Поэтому, при тщательном учёте особенностей существующего градостроительно-цветового контекста, она остаётся относительно автономной, что позволяет ей генерировать собственные колористические ценности и тем самым вносить лепту в цветовую среду города.
Цвет даёт возможность подчеркнуть некоторые контрасты, создать иллюзию глубины, плотность фактуры и вызвать различные эмоциональные ощущения.
Например, для зданий с облицовкой из кирпича приятным фоном могут служить более бледные оттенки красного и жёлтого цветов.
Любой цвет воспринимается активно в сопоставлении с другими, в контрасте с ними. Сила цветового контраста убывает с увеличением расстояния, с которого наблюдается объект. Это надо учитывать на плане города, находя наиболее удачные панорамные места, являющиеся визитной картой города, где большие пространства открывают перспективу застроенных комплексов.
Необходимо учитывать и озеленение города различными породами деревьев, чтобы в разные времена года эффектно оттенять то нежной зеленью, то цветущими кустарниками, то оранжево-красной гаммой клёнов и ясеней, то строгим узором тёмно зелёных елей, особенно контрастирующих в долгий зимний период.
Световое оформление среды
Световое оформление среды можно подразделить на динамическое и статическое.
Динамическое оформление используется в тех случаях, когда необходимо создать иллюзию движения, изменения. Выявить или спроецировать конкретные образы.
Динамическое оформление подразделяется на плоское и объёмное. Плоское обычно используется при проекции на экраны, фасады зданий витражи. Оно включает в себя всевозможные электронно-светооптические устройства, от светомузыкальных установок, полиэкранов на светоячейках, больших слайд-проекторов и телепроекционной аппаратуры, до сканирующих многоцветных лазерных установок.
Объёмное Д.О. использует вместо плоских экранов искусственные или естественные отражающие объёмы. Ими могут быть – сценический дым, углекислота, пары воды, низкая облачность и туман, запылённость атмосферы и т. д. Сюда же можно отнести и всевозможные фейерверки, огневые факелы, подсвеченные движущиеся фигуры из полупрозрачных синтетических тканей с нагнетанием в них воздуха от компрессора, а так же цвето и светомузыкальные фонтаны.
Статическое световое оформление включает в себя подсветку памятников и скульптур, административных, спортивных, торговых и культурных центров, промышленных объектов, башен и мостов. К нему можно причислить и подсветку рекламных щитов и стел. Всё чаще используется в световом оформлении среды зависимость света, цвета и климатических параметров, таких как скорость ветра, влажность, давление, температура и пр.
Композиция
Термин “Композиция” в переводе с латинского обозначает сопоставление, сложение, соединение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определённую форму.
В природе наиболее характерными и часто повторяющимися композиционными закономерностями являются цельность, симметрия и ритм.
Цельность проявляется в строении конструкции, симметрия – в равновесии, ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов через определённые интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей, ритму же свойственна большая или меньшая степень движения.
И так, композиция – это, с одной стороны, творческий процесс созидания чего-либо от появления замысла до его завершения, с другой стороны – своеобразный комплекс средств раскрытия идеи, основанный на законных, правилах и приёмах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла.
Важную роль в композиции играет закон архитектоники – соразмеренного расположения главных и второстепенных частей объекта.
Необходимо так же помнить и о композиционном центре, объединяющем различные части в гармоничное целое.