В период ампира наблюдались временные тенденции к регулярности и монументальности. Появился мотив триумфальности в парках: строили арки, колоннады, отдельные колонны, композиции с лошадьми. Архитектурные сооружения ампира в парках носили павильонный характер, они гораздо скромнее, чем в период классицизма.
Для того чтобы создать парк настроения, необходимо было расчистить скалы, создать искусственные гроты. В садах высаживали аллеи из лип и тополей, еловые рощи, куртины сирени, акации, смородины, живую изгородь из боярышника. На поляне у дома закладывали цветники из роз, гвоздик, мака, люпина, анемоны, строились крупные оранжереи и теплицы. В парках устраивали систему узких перспектив, созданных методом прорубок в плотных хвойных массивах, покрывавших значительную часть местности.
В парках проявилась страсть к растениям — экзотам, созданию ботанических коллекций, расширению флоры садов. Вернулись к цветочным композициям, причем при их устройстве избегали пестроты. В моду вошли свободные посадки цветов на полянах, клумбах, без обязательных в прошлом сложных узоров. Цветы не подчинялись заданному рисунку, а располагались свободно.
Парк мыслился как некая программа восприятия картин природы в движении. Он должен был вызвать ряд последовательных зрительных образов и впечатлений. Мастера учитывали, как воспринимались картины утром, вечером, весной и осенью. Учитывались форма листов, кроны, символов и ветвей. Растительные группы стали делать крупнее, поляны и лужайки просторное, в парках появились «естественные» лесные массивы.
Полемическая острота выбора между «французским» и «английским» принципами планировки ушла в прошлое. Постепенно происходило смещение архитектурно-пространственных акцентов ансамбля с центра на периферию. Зрительный ряд был сосредоточен не на самом дворце, а на въездных воротах и общей панораме ансамбля. Большое значение придавали парадности въезда. Парадный въезд чаще подходил ко дворцу — дому по диагонали или параллельно главному фасаду. В планировке садовых объектов преобладали диагональные виды, точки зрения с угла, динамическая симметрия или асимметрия, светотеневые или пространственные контрасты.
Центром парка стал не дворец — дом, а пруд. Водные пространства играли ключевую роль, в них отражаются архитектурные сооружения, и как бы соединены водной стихией.Хозяйственным постройкам придавали монументальные формы. В парках воплощалась идея: прекрасным должно быть все, что окружало человека. Предметом творчества архитектора стали конюшни, псарни, амбары и скотные дворы.
Количество скульптуры в парках сократилось: она несла какую-либо смысловую нагрузку или усиливала пейзажную картину. Пейзажный парк ампира давал возможность путешествовать в далекие страны и в «личное» прошлое. Парк был полон памятных предметов и знаков.
Для настроения меланхолии разбивали темные аллеи, уединенные долины с памятниками умершим близким. Фамильные мавзолеи строили в окружении деревьев с темной хвоей, создавали замкнутые и затененные пространства. Дубы- великаны были символами давно минувших времен. Ни одна поляна не мыслилась без дерева — солитера. Часто им придавали символическое значение: дерево становилось символом дружбы, любви, семейного счастья. В старом дереве ценили индивидуальность внешнего облика. У его подножия ставили скамью для размышлений, памятный камень с надписью, искусственную руину. В парках ценили предания старины, загадки, связанные с их историей.