Волнообразная стена

Волнообразная стена

Аалто были чужды кубистпческис мотивы и прямоугольные конструкции. Он неустанно стремился к созданию гибкой поверхности стены и интенсификации ее архитектурных возможностей. Можно проследить этапы развития идей Аалто: сначала он предлагает новаторское решение деревянного потолка лекционного зала библиотеки в Выборге, который плавным изгибом, начинаясь от иола, уходит вверх. Далее— здание финского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, где закругленный характер соединения стен подчеркнут деревянной облицовкой. В здании павильона Финляндии на Всемирной выставке 1939 года в Ныо-Йорке стена также изогнута и слегка наклонена вперед. Здание общежития Массачусетского технологического института целиком решено в виде волнообразного объема. Аалто и впредь придерживался этого принципа, будь то многоквартирный жилой дом и Бремене, или вилла «Майреа», или такие общественные здания, как Управление пенсионного обеспечения и Дом культуры в Хельсинки, оперный театр в Эссене и ратуша в Сейняиоки.


Волнообразная стена
Взаимодействие горизонтальных плоскостей. Долгое время проблеме отношения между горизонтальными поверхностями — работе с разными уровнями — не уделялось достаточно внимания. Почти на каждом конкурсе встречаются проекты с неумелым использованием различных уровней. Все чаще архитекторы избегают этого приема, от чего страдает выразительность построек.

Аалто акцентировал внимание на отношении горизонтальных плоскостей при создании библиотеки в Выборге, где он, умело используя перепады уровней пола, расширил площадь читального зала. Та же идея получила еще более яркое воплощение в проекте библиотеки для культуркого центра Вольфсбурга. В столовой общежития Массачусетского технологического института также понижен в центре зала. Несколько искусственно созданных уровней использовано и при строительстве общественного центра Сяюнятсало; еще более органичную форму этот прием нашел в городском центре Сейняиоки.

Аалто принадлежит проект музея в Ольборге (Дания), строительство которого началось в 1964 году. В здании великолепно продумано освещение интерьеров, а снаружи, на склоне холма, расположен амфитеатр с широкими ступенями-террасами, предназначенными для показа скульптуры.

Предыдущая статьяПринципы функционализма в градостроительстве
Следующая статьяКомпозиционные возможности использования пластики земли