Функция у Мис ван дер Роэ не обусловливает раз и навсегда установленное, отвечающее ей конкретное пространство, но само пространство меняется, гибко приспосабливается к функциональным процессам. Отсюда широкое использование в интерьерах каркаса и передвигающихся перегородок, отсюда и эстетический принцип непрерывного «перетекающего» пространства, изменяющегося в зависимости от трансформации перегородок, мебели и т. п.
Художественное осмысление конструкции у него связано с его пространственной концепцией. Для стоек каркаса и остекления стен он использует металл — тонкие конструкции подчеркивают пространственность интерьера и его связь с окружающей средой. Гладкая железобетонная плита перекрытия, часто нависающая над оконными проемами, способствует этой связи, как бы организуя в горизонтальном направлении динамику пространств. Каждый элемент конструкции художественно выражен в соответствии с его техническим и функциональным назначением, чему помогает контрастное использование различных материалов в отделке (полированные стойки, мраморные пане — ли, оштукатуренный потолок и т. п.).
Эти особенности характеризуют лучшие произведения мастера конца 20—30-х годов: Германский павильон на Международной выставке в Барселоне (1929 г.) и дом Тугендхат в Брно (Чехословакия, 1930 г.; рис. 181). В последнем эти принципы применены к жилому особняку, расположенному на рельефе в окружении природы. В стремлении сохранить максимальную свободу планировки архитектор делит общее помещение размером 15X24 м передвижными экранами на четыре функциональные зоны: входную, жилую, зону для занятий и столовую. Интерьер отличает изысканность и пространственная динамичность.
При общем стремлении в 20—30-х годах к функционализму в странах Европы и Америки не угасают полностью и экспрессионистские тенденции, предшествовавшие функционализму. Еще в Германии начала 20-х годов было достаточно заметным движение экспрессионистов, цель которых в архитектуре сводилась к поискам необычного, эмоционально яркого художественного образа, соответствующего новой эпохе, ее индустриальному духу. Оперируя современными средствами, они делали акцент на пластике объемов, на острых и неожиданных сочетаниях форм и членений. В железобетоне они видели
большие возможности для создания динамичных пластических композиций. Скульптурная округлость форм, отказ от жестких прямоугольных очертаний были одним из внешних признаков экспрессионизма. Характерна построенная представителем этого направления Э. Мендельсоном «Башня Эйнштейна» (1920 г.) близ Потсдама, служившая астрофизической лабораторией великого ученого (рис. 182). По существу, это здание-скульптура, в образе которого нашли отражение характерные для экспрессионизма ир — рационалистические тенденции. Поиски новой выразительности распространялись и на пром ^шленные здания (рис. 182).