Поэтизация технических возможностей

29
Бруклинский мост

Получалось так, что все другие стороны жизни человека и его интересы, не сводящиеся к рациональному поведению в среде, не могут, не должны находить отражение в архитектуре. По отношению к этим процессам архитектурное окружение мыслилось нейтральным. Такое узкое толкование сферы ее XVдожественной выразительности в большей степени было свойственно архитекторам Запада, в несколько меньшей, как мы увидим, — архитекторам Советской России. Воспевание технических возможностей века имело для своего времени общечеловеческое содержание. Характерно в этом отношении стихотворение В. В. Маяковского «Бруклинский мост». Поэт с ярко выраженной классовой позицией, остро проявившейся во всей серии его американских стихов, не исключая и названного, Маяковский с восторгом говорит о техническом совершенстве моста. И пусть это произведение строительного искусства второй половины XIX в., но оно оказалось созвучно именно пафосу технической революции XX в.


Бруклинский мост
Однако сама эта воодушевленность техницизмом обретала разные интонации в капиталистической архитектуре и в так называемом конструктивизме Советской России. Советские архитекторы видели опору технического прогресса в революции и средствами техники, средствами архитектуры стремились выразить и увековечить революционные достижения. Такая направленность часто не находила отклика у их западных коллег. Советские архитекторы, — писал Б. Таут, — подобно западноевропейским, главное внимание уделяют целесообразности и технической грамотности разрешения поставленных перед ними задач. Но в то же время у них имеется склонность к чисто художественному подходу страсть к постоянным размышлениям на отвлеченные темы вредно отражается на творчестве части советских архитекторов, в среде западных архитекторов отношение к инженерно-технической стороне профессии также было различно. Хотя всегда существовал ряд мастеров (таких как Б. Фуллер), достаточно последовательно сводивших всю архитектурную работу к инженерной проблематике, большинство мастеров, пользуясь специфическим языком технизированной архитектуры, стремились создать эстетически привлекательный образ здания или ансамбля.