Пещеры вместо жилища

1

Совершенно иной подход продемонстрировали архитекторы И. и М. Шюрманн при застройке квартала Сен-Мартин в Кельне. Пяти-шестиэтажные здания смешанного (жилого и делового) назначения несут на себе отчетливые следы современной строительной техники. Ритм асимметричных треугольных щипцов, четкий рисунок переплетов, напоминающий о фахверке, соседство проемов с участками глухих стен, заглубленная внутрь корпуса пешеходная галерея в первом этаже — все это намекает на родство новых домов с готической застройкой. Но это родство — и в более сложно опосредованных ассоциациях. Сетка переплетов вписывается в более крупную каркасную сетку столбов и перемычек, отдаленно напоминая связь мелкого и крупного рисунка в фахверке. Консольно вынесенные блоки (эркер с балконом над ним) создают ту сцепленность фасада с пространством, которая характерна и для готики. В целом складывается характерный для старого города образ отдельных жилых ячеек, дружно сгрудившихся, сплетенных друг с другом. При многоплановых ассоциациях, позволяющих увидеть в новых зданиях развитие каких-то закономерностей старого города, по современному лаконична (с отдельных точек эта лаконичность даже становится самодовлеющей, и облик зданий теряет гуманистическую окраску). Застройка в основном оправдывает данную ей при публикации характеристику: В масштабе старого города, но без ностальгии.

В чем-то сходное сочетание традиционных и новых приемов характеризует здание кафе-столовой в Таллине, поставленное на месте утраченной застройки старого квартала.

Особую сложность представляет восстановление в городе системы доминант, если часть из них была утрачена. Компенсация утрат средствами новой архитектуры крайне затруднительна. Новые постройки при высоте, отвечающей размерам исторических вертикалей, много массивнее их и поэтому оказываются в объективном контрасте со старым окружением. В отдельных случаях делаются попытки относительно невысокому дому придать декоративную вертикальную деталь, которая взяла бы на себя роль доминанты.

Компенсация утрат

Мы уже отмечали, что подобный прием получил распространение сразу же с появлением массовой многоэтажной застройки. Слабость приема в том, что такая вертикаль мало отделяется от основного массива здания, а главное — не имеет общезначимого содержания, а потому и не обращает на себя должного внимания. Сегодня подобный прием целесообразен только при включении нового в район именно доходной застройки. Так поставлен, например, в Ленинграде на Кировском проспекте так называемый Дом цветов — комплекс из фирменного цветочного магазина и административного здания. Фонарь административного блока по традиции начала века замыкает перспективу переулка, составленного доходными домами. При этом здание магазина по этажности и ритмике членений перекликается с расположенным рядом особняком. Весь комплекс — один из удачных примеров вписывания своеобразной новой застройки в старый город.

Вертикальная деталь дома или комплекса может играть роль дополнительного внутриуличного акцента, как это мы видим, например, во Фрейбурге, где в качестве композиционного акцента специально выделена опора пешеходного моста. Роль более значительной доминанты может взять на себя скульптурный монумент, который во-первых, при необходимой высоте может быть соразмерен застройке и достаточно сложен по силуэту, а с другой — значительно содержательней рядового дома и потому по праву занимает кульминационное положение. Для города с исторической застройкой важно лишь так выбрать место для монумента, чтобы, отвечая масштабу города в целом, он и во внутриуличных картинах не вступал в конфликт с масштабом старой застройки.

Понятно, что монумент — решение редкое. Поэтому в отношении городских вертикалей больше, чем в жилой застройке, распространены методы реставрации, частичного, а иногда и полного воссоздания. Восстановлены шатры башен Пскова и Таллина, завершения церкви Петра в Риге, Нигулисте в Таллине, Знаменского, Богоявленского и Сретенского монастырей в Москве.

Полностью воссоздана колокольня в Красных рядах в Костроме.