Отражающееся окружение

1
Собор Софии Киевской
Собор Софии Киевской

Первоначальная композиционная роль храма в улице была уже раньше уменьшена строительством на соседнем участке многоэтажного доходного дома. С другой стороны, ряд характеристик нового здания способствовал увязке со сложившимся окружением. Кроме уже отмеченного введения стеклянной отражающей поверхности произошло тоновое согласование построек: подоконные панели из черного стекла перекликаются с темно-серым фасадом доходного дома и с самим памятником архитектуры.


Собор Софии Киевской
Собор Софии Киевской

Реставраторы вернули ему первоначальную цветовую гамму, но затем краска потемнела и обрела цвет, который связывал храм с новой колористикой квартала. Холодный темно-зеленый фон традиционно сочетается в памятнике с белым декором. Позолоченному куполу храма откликается арматура нового дома из анодированного алюминия. Цветовая гамма архитектуры поддержана темно-зелеными декоративными елками во дворе комплекса. Новое здание стоит во дворе. Поэтому при взгляде вдоль улицы церковь продолжает оставаться главным композиционным акцентом. С некоторых ближних точек новое сооружение вообще не воспринимается как доминанта, поскольку его верх оказывается вне поля зрения, по ширине же оно отвечает традиционному размеру землевладений. В ряде картин, правда, стеклянная призма главенствует, но плотность застройки ограничивает число таких картин и не дает дому вырваться из ранга местных акцентов и разрушить строй доминант района. При всей спорности самого принципа активного преобразования облика заповедной зоны, можно, на наш взгляд, признать, что здание не только противопоставляет себя окружению, но и вступает с ним в диалог.


Еще раз следует повторить, что прием контраста — особенно сложен и особо ответственен. Если делается предложение тесного контакта контрастирующих концепций, то недостаточно выделить каждой из них свое место в пространстве. Два соседствующих мира не могут не оказывать друг на друга влияние, XVдожественный контраст не может быть без общности в сопоставляемых объектах. Вспомним, что ратушная башня в Виченце от соседства с аркадой Палладио проросла ренессансным декором.