Сувениры

11

Как следует из названия, параноидально-критический метод Дали состоит из двух последовательно выполняемых, но отдельных операций:

1. Искусственное воспроизведение параноидального способа видеть окружающий мир в определенном свете — со всем его богатством скрытых связей, аналогий и схем; и

2. Спрессовывание призрачных догадок до той критической точки, в которой они достигают плотности истинного факта: критическая часть метода состоит в фабрикации объективизированных туристических «сувениров» из мира паранойи, конкретных свидетельств, с помощью которых можно предъявить «открытия», сделанные во время этих экскурсий, всему человечеству, — в идеале в форме чего-то столь же очевидного и неопровержимого, как фотоснимки.

В качестве наглядного пособия для подобной критической операции — в данном случае доказательства параноидальной (то есть, по сути, недоказуемой) теории Вознесения Девы Марии — Дали приводит один из своих снов. «Проснувшись, я все еще нахожу это сновидение таким же совершенным, каким оно казалось мне, когда я спал. Вот мой метод: возьмите пять мешков гороха, ссыпьте их в один

Лондонский мост, отстроенный заново на озере Хавасу в Аризоне, — возможно, самое откровенное параноидально-критическое путешествие последних десятилетий разобранный по камешку в Лондоне, теперь он собран заново и перекинут через искусственное озеро Фрагменты лондонской жизни — красные телефонные будки, двухэтажные автобусы, гвардейцы — добавляют аутентичности обоим берегам «Теннисный клуб на переднем плане — часть паркового комплекса у западной оконечности моста Широкий променад, проходящий под восточной аркой

моста, ведет к „Английской деревне" в верхнем углу слева » «Почти через полтора века после его торжественного открытия, три года спустя после сноса в Англии, на расстоянии в четверть экватора от Шотландии, где были вырублены его каменные блоки, Лондонский мост возродился снова Это настоящий триумф инженерного мастерства и настойчивости английских и американских строителей, разделенных пятью поколениями» — и заодно хороший способ восполнить дефицит реальности на озере Хавасу большой мешок, а затем вытряхните содержимое с высоты 15 метров; теперь спроецируйте образ Пресвятой Девы на падающие горошины; каждая горошина, отделенная от остальных только пустотой, в точности как частицы в атоме, отразит крохотный фрагмент всего образа; затем спроецируйте образ вверх ногами и сделайте фотографию.

Из-за ускорения, возникающего по закону всемирного тяготения, перевернутое падение горошин создаст эффект Вознесения. Чтобы усилить эффект, каждую горошину можно покрыть отражающей пленкой, придав ей свойства экрана…»8. Здесь вера в Вознесение — это параноидальный первотолчок, задокументированный с помощью камеры, которая не может лгать, постулат становится критическим — он объективизируется, делается неопровержимым, переносится в реальный мир, где начинает активное существование. Параноидально-критическая деятельность — это фабрикация доказательств недоказуемого с последующей их пересадкой в мир так, что «фальшивый» факт занимает свое незаконное место в ряду фактов «реальных». Эти фальшивые факты играют в реальном мире ту же роль, что и шпионы в обществе: чем более обыкновенно и незаметно их существование, тем полнее они могут посвятить себя разрушению этого общества.