Архитектура Барокко

3

Истоки этого стиля восходят к эпохе Возрождения к творчеству Микеланджело, когда начался кризис гуманизма, т.е. церковь открыто выступала против научных открытий, светских тенденций, подрывающих идеи католицизма.

К концу XVI в. в Италии наблюдается упадок ремесла, торговли, запустение городов. Заказчиками строительства становятся деятели церкви и монастыри. Архитектурная деятельность развивается в это время главным образом в Риме по заказам папства. Архитектурные композиции теряют спокойную гармоничность. Ясность и четкость уравновешенных пропорций заменяется сложными ритмическими построениями, многообразием пропорций, движением масс и сложной пластикой.


Черты барокко особенно ярко проявились при строительстве храмов. Их планы вновь приобретают средневековую протяженную, базиликальную форму. Композиции придается фронтально-осевой характер с выделением на главном фасаде и глубинным развитием внутреннего пространства.

Черты барокко уже проявились в постройке позднего Возрождения церкви Иль-Джезу в Риме (архитектор Джакомо Делла Порта по проекту Виньолы).

Ярко выраженные черты барокко проявились в архитектуре церкви Сан-Карло 1638-1640 гг., которая была построена крупнейшим мастером этого стиля Франциско Борромини (1599—1667 гг.). План церкви отличается намеренной сложностью и обтекаемостью форм. Волнообразная поверхность фасада, заполненная нишами со скульптурой и многообразными декоративными элементами, расчлененная двумя ярусами ордеров обладает высокой эмоциональной выразительностью и служит цели акцентирования главного входа. Подобное формообразование озабочено в первую очередь непосредственным чувственным восприятием образа в ущерб логике и тектоничности формы.

Крупным мастером римского барокко был Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.). В построенной им в Риме церкви Сант-Андреа-аль- Квиринале (1658 г.) торжественно выделен главный фасад в виде огромного портала, что является тенденцией для стиля барокко.

Бернини принадлежит также постройка колоннады на площади собора св. Петра в Риме. Перед собором им создана трапециевидная площадь, окаймленная портиками, к которой примыкают полукружия колоннад овальной площади. Бернини создал обширную площадь перед фасадом собора, который господствует в общей композиции. Сам собор претерпел большие изменения. Идея центрической композиции в проектах Браманте и Микеланджело была заменена на глубинную, фронтально-осевую. Сильно возросло значение фасада, который в начале XVII в. был построен крупным мастером барокко К. Мадерной. Фасад по ширине 115 м при высоте 45 м обработан колоссальным ордером, своим масштабом подавляющий человека.

Распалубки крещатого свода приобретают уступчатую форму, которой на фасадах соответствуют несколько ярусов кокошников со световой главой. Эта «корона» кокошников отделяется от основного объема четверика горизонталью трехчастным «антаблементом» с профилями по форме кирпича. Традиционное членение фасадов на три части раскрепованными пилястрами вместе с «антаблементом» образуют своеобразный «ордер», прямоугольные членения которого контрастируют с живописной пластикой округлых кокошников.